Что нужно знать при покупке франшизы по фитнесу?

При выборе любой франшизы, необходимо обратить внимание на цену и ценность. У любого товара и услуги, кроме цены есть ключевой фактор – ценность или приобретённая выгода. Действительно качественные услуги, всегда стоят денег, чудес не бывает.

Самое ценное в франшизе – это бренд и поддержка. Общеизвестный факт, что один и тот же бизнес при разном управлении приносит разный доход. Благодаря огромному опыту франчайзера, приобретатель франшизы не остаётся один на один со своими проблемами и вопросами, а оперативно получает помощь и поддержку франчайзера, Цена ошибок в бизнесе слишком велика, чтобы рисковать или доверяться не профессионалам или вовсе не компетентным людям. Любая допущенная ошибка, например, в выборе поставщика, в выборе ценовой и рекламной политики, в подборе персонала – бьют по карману и опыт копится долго и нудно.

Конечно, самостоятельно можно вникнуть в любой процесс и разобраться во всех хитростях и нюансах фитнес индустрии, можно заново открыть закон Ньютона или изобрести велосипед, но какова цена таких самостоятельных изобретений? Какова цена Вашего времени, сил и средств? На сколько Вы цените своё время, чтобы обращаться к дилетантам или вовсе не компетентным людям? На эти вопросы себе должен ответить каждый предприниматель, выбирающий путь развития для своего фитнес клуба. Цена ошибок слишком велика, на кону успех и прибыль Вашего бизнеса.

На российском рынке франчайзинга предлагается довольно большое количество франшиз по фитнесу. И, как правило, все это достаточно дешевые продукты – с объемом инвестиций от 1 000 до 10 000 USD. Но если присмотреться к ним внимательнее, может оказаться, что такие франшизы совсем не так выгодны, как это освещают франчайзеры, и по соотношению вложенных денежных средств к получаемому доходу они как раз дороги или же применимы только к небольшим городам. Но давайте рассмотрим основные моменты, которые важно знать при покупке франшизы фитнес- клуба и разберемся, сколько же нужно вложить средств в открытие конкурентоспособного фитнес-центра.

Как выбрать здание или помещение под фитнес-клуб?

Для этого в первую очередь необходимо определиться с его площадью – в премиальном сегменте она составляет не менее 1 500 кв.м., конечно, лучше, если площадь больше.

Выбор подходящего здания для фитнес-центра, безусловно, зависит от его местоположения. Даже если построить или арендовать его в самом живописном районе, но в отдалении от деловой жизни города или малонаселенном районе, то это будет не самый лучший вариант, поскольку большинство людей с течением времени не пожелают тратить много времени на дальнюю поездку. Клиентами клуба, как правило, становятся люди, кому удобно быстро добраться до клуба с работы либо из дома.

Далее – арендовать, купить или построить? Общемировая практика предусматривает аренду зданий или помещений под фитнес-центр. Однако следует иметь в виду, что договор аренды стоит заключать на длительный срок, например не менее 10 лет с преимущественным правом продления. Если здание или помещение имеет очевидно выгодное местоположение – в центральной части города, рядом с офисными, торговыми или спортивными центрами, и при этом продается, то стоит обдумать приобретение его в собственность. То же можно сказать и о покупке участка под строительство.

Отметим также, что торговому центру может быть выгодно сдать площадь в аренду под фитнес-клуб, так как это дополнительный «центр» привлечения сотен и даже тысяч потенциальных платежеспособных покупателей для других арендаторов в течение будних дней, а для офисного центра выгода от предоставления площади известному бренду фитнес-клуба – это увеличение привлекательности офисного центра для арендаторов.

Следует помнить, что если еще десятилетие назад ради профессиональных тренажеров и инструкторов люди были готовы ехать через весь город, то теперь ситуация изменилась: ядро ваших клиентов находится в зоне 20-минутной доступности клуба – от работы или из дома. Из этого следует исходить и при планировании фитнес-центра и его рекламной кампании.

Открытие фитнес центра
Открытие фитнес клуба
Как открыть фитнес центр
Какое оборудование лучше выбрать для фитнес-клуба?

Так как мы рассматриваем премиальный сегмент, на оборудовании и его надеждности экономить нельзя, иначе образованные и платежеспособные клиенты выберут себе другой фитнес-центр, который будет соответсвовать их требованиям и желания. Более того отличие профессионального оборудования от более-менее доступного оборудования среднего класса не сильно отличается по цене – здесь можно сэкономить никак не более четверти вложений. Конечно, оборудование для тренажерных залов может отличаться в разных клубах в зависимости от конъюнктуры, мы приведем произвольный (примерный) расчет совокупной стоимости тренажеров, основываясь на актуальных ценах таких фирм как CYBEX, HAMTON и другие. 

Но в каждом клубе существуют также и административные, и технические помещения для персонала:

  • Кабинеты администрации и персонала;
  • Помещение для хранения инвентаря;
  • Зона рецепшн.

Они также занимают определенную территорию – обычно дополнительно 200 кв.м.
И наконец, не стоит забывать о необходимых и сопутствующих помещениях, которыми являются:

  • Женские и мужские санузлы;
  • Женские и мужские душевые кабины;
  • Женская и мужская раздевалка;
  • Сауны и парные;
  • Солярии;
  • Спа-салоны;
  • Фитнес-бары и магазины по продаже фирменной экипировки и спортивного питания;
  • Массажный кабинет.

Таким образом, при грамотном планировании можно эффективно и прибыльно использовать каждый квадратный метр площади фитнес-клуба. Однако это влечет дополнительные расходы на дизайн, инженерию, архитектуру и само дополнительное оборудование.

Сегодня уже практически не осталось зданий с построенными ранее бассейнами, поэтому, если есть непременное желание и необходимость иметь в своем клубе бассейн, придется либо строить фитнес-центр с нуля, либо встраивать бассейн в существующее здание, что потребует бо’льших затрат, нежели строительство нового клуба. Однако если участок под строительство нового клуба имеет маркетинговую ценность с точки зрения посещения потенциальными клиентами, то все усилия на строительство нового клуба, в конечном счете, будут более эффективными. Кроме того, для любого фитнес-центра в обязательном порядке требуются системы вентиляции и кондиционирования, видеонаблюдения и охранно-пожарной сигнализации – многие из них могут входить в стоимость аренды помещения, однако система вентиляции должного качества и мощности может и отсутствовать.

Строительные нормы и правила СНиП 2.04-05-91 предусматривают, что приток свежего воздуха в спортивный зал должен составлять 80 кубических метров в час на каждого посетителя фитнес-центра, таким образом при полной загруженности залов (51 тренажеров + 75 человек в залах для йоги, аэробики, танцев) совокупная мощность вентиляции клуба составит 13 600 кубометров в час. Также, воздух должен иметь относительную влажность в 45–60%, температуру для залов +16–18°С, а для туалетов, раздевалок и душевых кабин – +22–25°С.

Существуют и другие строительные нормы для фитнес-центров, которые регулируются:

  • СНиП 11-12-77;
  • СНиП 2.04.01-85;
  • СНиП 2.08.02.89;
  • СНиП 23-05-95.

Разрешительная документация для открытия фитнес-клуба

Получение разрешительной документации для открытия фитнес-центра имеет следующий порядок:

  • Выбор кодов ОКВЭД, в качестве примера которыми стандартно являются: «93.04 Физкультурно-оздоровительная деятельность», «92.61 Деятельность спортивных объектов», «92.62 Прочая деятельность в области спорта». Выбор дополнительных кодов ОКВЭД, если фитнес-клуб подразумевает наличие на своей территории салона-красоты, массажного кабинета, соляриев: «93.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты», «93.05 Предоставление прочих персональных услуг».
  • Регистрация в Пенсионном Фонде;
  • Подача документов в Санитарно-эпидемиологическую службу: Договор на обслуживание кондиционеров, вентиляции и т. п; Договор на пользование услугами ЖКХ; Договор на утилизацию ламп; Медицинские книжки всех работников фитнес-клуба; Программа производственного контроля;
  • Паспорт спортивного учреждения;
  • Получение разрешения в Роспотребнадзоре;
  • Получение заключения в Госпожнадзоре.

Какой объем инвестиций необходим?

Мы не можем знать объём вложений, необходимых для открытия фитнес клуба в Вашем помещении. Все расходы на открытие фитнес клуба зависят от состояния помещения, наличия или отсутствия инженерных коммуникаций, от необходимости перепланировок и прочих ремонтных работ. Объём необходимых вложений на открытие зависит от выбранного набора услуг, от зонирования пространства.

Чтобы определить целесообразный и эффективный набор услуг фитнес клуба, необходимо провести работу по маркетинговому изучению места, города, конкурентов. После определения набора услуг, можно переходить к схематичному зонированию пространства и только после этого, начнут вырисовываться более-менее конкретные цифры по затратам.

Исходя из нашего опыта, мы можем дать справочные данные по затратам, на примере абстрактного среднестатистического фитнес клуба площадью 1500 кв.м.:

  1. Закупка тренажеров для спортзалов обойдется в районе 18 млн. руб.
  2. На дополнительное необходимое оборудование, включая систему вентиляции, уйдет примерно 10 млн.руб.
  3. Ремонтные и монтажные работы – 13 млн.
  4. Специальное спортивное покрытие – 4 млн.
  5. Мебель, сантехника 6 млн. руб.
  6. Реклама 1 млн. руб

Рассчитываем объем инвестиций: 18+10+13+4+6+1 = 52 млн. или 34 600 рублей на кв.м.

Это примерный расчет, он делался для абстрактного среднестатистического клуба, который открывается на арендованной площади в состоянии помещения под отделку (Shell & Core) Совокупные вложения могут достигать более высоких цифр и более низких цен на квадратный метр. Поэтому мы не рекомендуем использовать точные данные для не точных вещей, а считать и рассчитывать всё индивидуально, исходя из местоположения и состояния помещения, а также от выбранного набора услуг будущего фитнес клуба.